Тимур Мурашев: «Горжусь своим ансамблем!»

Тимур Мурашев: «Горжусь своим ансамблем!»

22.02.08

Беседа с Тимуром состоялась в здании Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ. Неординарная личность, амбициозный человек, Тимур смог достичь уже очень много. Об этом и о многом другом он рассказал в интервью нашему корреспонденту.

- Вы уже 13 лет являетесь художественным руководителем танцевального ансамбля «Алания». Скажите, с чего всё это начиналось?

- Я просто гулял по Москве и случайно оказался в районе метро «Новослободская». Мы с другом проходили мимо одного здания, откуда звучала осетинская музыка. Стало интересно, решили зайти внутри и увидели много знакомых людей. Пообщались, обменялись телефонами, я сделал несколько фотографий детей. Впрочем, никакого особого впечатления всё это на меня не произвело, ибо уже тогда я твёрдо решил, что с искусством покончено раз и навсегда. А через несколько месяцев я пришел в гости к своим знакомым, они занимались в танцевальном зале на Смоленской набережной. Руководителями танцевального кружка были молодые ребята, парень и девушка. Меня попросили провести один урок, я согласился. Провел этот урок…и остался. До сих пор я тут и работаю. Честно говоря, были моменты, когда просто хотелось всё бросить. Руки опускались. Я понимал, что нахожусь на половине пути, и если сейчас уйду, то это будет очень похоже на предательство. Видя отношение детей к делу и ко мне, я понимал, что не имею права бросить их. На сегодняшний день, не скрывая гордости, могу сказать, что наш ансамбль – один из лучших танцевальных коллективов Москвы.

- Сколько Вам было лет, когда Вы начали руководить коллективом?

- Если сейчас мне сорок шесть, то тогда было 34.

- Тимур, скажите, откуда такая любовь к народному творчеству? И почему Вы решили связать свою жизнь с танцами?

- В детстве я жил на Осетинской слободке во Владикавказе. Недалеко от моего дома был республиканский стадион «Спартак», где мы с ребятами играли в футбол. Ну а в другой стороне, тоже недалеко от дома, располагался Дом культуры им. Коста Хетугарова. Удивительно, но меня тянуло в оба эти места. Днем играл в футбол, а вечером занимался танцами. Когда повзрослел, пришло время выбирать. Честно говоря, меня больше интересовал футбол, но все мои друзья выбрали танцы, решив стать артистами Государственного ансамбля «Алан». Меня же такая перспектива не увлекала, но все говорили мне: «Как так? Мы все тут, а ты один в футболе, давай к нам». Владимир Иванович Ковалёв, мой футбольный тренер, встречался с моим отцом и говорил: «Какие танцы? Парень играет, обе ноги бьющие». Отец сказал: «Как сын захочет, так и будет». Победили друзья. Мы большой компанией перешли из самодеятельности в государственный ансамбль «Алан». Впрочем, в «Алане» что-то не сложилось, и в 1981 году я перешел в национальный ансамбль Чечено-Ингушетии «Вайнах». Коллектив был очень дружный, меня тепло приняли, предоставили комнату в гостинице. И потихоньку я привык к этому городу. Репетиции каждый день. Концерты. Гастроли. Я, кстати, до сих пор дружу с ребятами из этих ансамблей.

- Вы упомянули про футбол. Следите за чемпионатом России или за каким-то другим?

- Мне в большей степени интересен чемпионат России по футболу, как премьер-лига, так и первый дивизион, нежели зарубежные чемпионаты. Считаю, что у российского футбола – большое будущее, надо только взяться за дело и работать. Кроме этого, читаю много профессиональной литературы. И никогда не интересовался ни политикой, ни экономикой. Я далек от этого.

- Возвращаясь к Вашей работе… Скажите, Вы требовательный педагог?

- Я достаточно универсально устраиваю отношения с танцорами. В коллективе их около двухсот, это ребята в возрасте от 4 до 28 лет. За территорией репетиционного зала мы все друзья и ровесники, ко мне можно подойти и поговорить на любую тему. Буду шутить и смеяться. Но, переступив порог зала, всё меняется. Я забываю, кто из них кто, кто чей сын, это меня абсолютно не интересуют. Все работают в одном и том же режиме.

- С кем Вам проще работать - с ребятами постарше или с теми, кто помладше?

- Когда начинал работать, занимался и с той, и с другой группой. Со временем я перестал работать с детьми, но не потому что мне неинтересно. Дело в том, что после двух-трёх часов занятий с детьми у меня не оставалось сил. Сейчас с детьми работает моя супруга Залина Фидарова и ещё два балетмейстера. Так вот, эти три человека через два часа бывают не в состоянии стоять. Я наблюдаю иногда за этими занятиями, что-то подсказываю, смотрю на картинку, которая вырисовывается. Если надо поправить, я это делаю. Больше мне интересно со старшими, точнее, с ребятами, понимающими меня с полуслова.

- Танец – искусство сложное, требующее выдержки и дисциплины. Бывает ли так, что человек много и усердно работает, а потом вдруг что-то ломается, и он уходит?

- Таких случаев было очень много. Беда в том, что он уходит и через несколько лет опять возвращается. При этом то, что он должен был выучить за 3–4 года, он забывает, и всё опять приходится начинать с нуля. Если ребёнок – это пластилин, из которого можно лепить, то человека, вернувшегося через 3-4 года, приходиться ломать. Ведь что такое танец? Танец начинается с музыки. В Осетии с этим легче: ребёнок по радио слышит Булата Газданова, и эта музыка остаётся у него в голове. В Москве такого нет. И, уйдя в возрасте, скажем, 12 лет и возвращаясь в 17, такому человеку самому тяжело, он стесняется, понимает насколько он отстал. Конечно, мы всех берем обратно, но многие через некоторое время понимают, что слишком много упустили.

- Что на данный момент Вы считаете своим наивысшим достижением? Что является предметом вашей гордости?

- Я всем своим ученикам говорю одно и тоже: мы должны танцевать так же хорошо, как танцуют в «Алане». Если сейчас «Алан» не является лучшим, то я пришёл в коллектив, который считался лучшим в СССР. Когда «Алан» танцевал на всесоюзных конкурсах, председатель жюри, великий Игорь Моисеев, аплодировал стоя. Это дорогого стоит. У нас, у танцоров, на глазах были слезы гордости. Вот к чему надо стремиться. На сегодняшний день нам есть к чему стремиться. Надеюсь, у ансамбля всё впереди. Каждый год мы участвуем в разнообразных праздничных  мероприятиях, проводимых мэрией г. Москвы. Позавчера, например, прилетели из Индии, где участвовали в рамках открытия Дней культуры Российской Федерации. Работали на одной сцене с хором им. Пятницкого, ансамблем «Тодес», Димой Биланом, Пелагеей. Ансамбль «Алания» достойно представил Осетию. Но сегодня уже следует думать о будущем. У нас большие планы. А в реализации этих планов очень помогают наши земляки - Александр Тотоонов, Валерий Каболов, Арсен Фадзаев, Казбек Кокоев, Таймураз Сабаев, Алан Абаев, Алан и Элина Гогичаевы. Всем им - огромное спасибо!

- Как предпочитаете проводить свободное время? Чем ещё увлекаетесь, помимо футбола?

- Свободное время стараюсь посвящать семье. У меня два сына, 15 и 13 лет, много времени уделяю им. Часто меня спрашивают о том, почему мои дети не танцуют. Их это не интересует. Как правило я отвечаю так: «Почему у Валерия Георгиевича Газзаева два сына, и они не играют в футбол?»(смеётся). Вот у моего друга Махарбека Плиева, руководителя ансамбля «Иристон», младшая дочь танцует, а старшая – нет. Не так давно были в Театре сатиры, смотрели чудесную пантомиму. Всего 5 актёров, которые полтора часа держали зрителя в напряжении. Ни одного звука, только движения.

- А какие у Вас музыкальные пристрастия?

- С детства любил слушать «Deep Purple», «Smokie», «Abba» и много чего ещё. Вся современная эстрада у меня никакого интереса не вызывает.

- Что ж, спасибо Вам за интервью. Творческих удач Вам и Вашему коллективу!

[ назад ]

Смотрите так же:

 
GISMETEO:Погода по г.Москва         GISMETEO:
Погода по г.Владикавказ